Скачать обложку буклета (pdf 16,4мб) здесь:

http://yadi.sk/d/lgejznWK45Hdg

 

Скачать сам буклет (pdf  2,8мб) здесь:

http://yadi.sk/d/TAjhKD6r45Hjk

Наш поход на остров Тюлений Каспийского моря

 

Вот и закончилась наша радиолюбительская экспедиция на остров Тюлений Каспийского моря. Долгие и наверное мучительные дни подготовки к ней, прежде всего ожиданиями наступления того момента, когда мы наконец ступим на остров, закончились.

16-го июля т.г. прилетаю в Махачкалу, 19-го к концу дня перебираюсь к Сергею UA6WL в г.Кизляр. Еще раз проверяем все по мелочам, необходимо так же состыковать трансиверы с компьютерами, настроить их для работы цифровыми видами. Время есть, за день 20-го все успеем.

Планировали выезд на берег 21 июля, а утром 22-го выйти на остров. Вроде все шло по плану, все успевали, проверили несколько раз. И ничего не должно было нам помешать. Но вот природа распорядилась по-своему. Вечером 19-го июля из Гидрометцентра Дагестана получаем штормовое предупреждение на ближайшие трое суток, усиление ветра до 18 метров в секунду как раз в районе острова Тюлений.

Что делать? Принимаем решение срочно выдвигаться с тем, чтобы успеть выйти на остров до начала шторма, пока ветер сильно не раздулся и не поднял большую волну. В срочном порядке ищем выделенный Кизлярской автошколой КАМАЗ, утром 20-го июля грузимся и выезжаем в н.п. Новый Бахтемир (запланированную точку выхода на остров), где нас ждет Али UA6WPO с плавсредствами.

Приезжаем на берег и видим уже разбушевавшееся море, сильный ветер. Удивительно, но в Кизляре в это время был практически полный штиль! Чудеса, да и только!

Но нужно искать выходы! Наша ранее запланированная байдарка в такую погоду отпадает. Едем на погранзаставу в Суюткино в надежде найти более мощные плавсредства. Встречаемся с руководством заставы, видим готовность помочь, но когда море уляжется. Оказалось, что ни у них, ни в морской инспекции нет килевых плавсредств, только плоскодонные.

Ищем варианты привлечения других килевых байд, на которых в принципе возможен, правда не без риска, выход в море в такую погоду. Но увы, одни владельцы этих байд разъехались в связи с непогодой, другая оставшаяся часть не хотела рисковать.

Начались наши томительные ожидания ПОГОДЫ У МОРЯ!!! Разворачиваем КВ и УКВ антенны, работаем в эфире и смотрим через окно (назвали его телевизором) на море. Все последующие дни по «нашему телевизору» шла круглые сутки одна и та же передача!!! Продолжаем поиск второй байды, без которой выходить в море в такую погоду крайне рискованно.

И вот чудо, приехал сосед Али по имени Арсен-владелец байды, который через час наших с ним переговоров соглашается идти с нами. Обговариваем все организационные вопросы, порядок действий по возможным критическим вариантам, проверяем радиосвязь между байдами. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО! Он срочно заправляется, перетаскиваем часть нашего груза к нему и в 13 час. 10 мин. 24 июля 2010 года мы уже в море.

В море - море адреналина! На борту трое опытных рулевых. Это аналогия того, когда ты за рулем авто, а рядом тоже водитель, который «давит на полик» и делает замечания. Но как говорят, чем дальше в лес, тем больше дров. По мере удаления от берега характер волны меняется, вероятно это зависит от глубины. Она достигала высоты полутора метров, и мы еще взлетали над ней наверное на столько же. Держались за все, за что только могли. Главное было пройти самое опасное место (по словам бывалых) как раз в середине пути, так называемую «бахтемирскую бутылку». И вот она позади, еще 15-20 минут полета и виден маяк, постепенно появляются очертания острова, волна все меньше и меньше. Наконец остров, все с ног до головы мокрые, но заметно повеселевшие, ступаем на его берег. 40 километров за 1,5 часа при такой волне и сильном боковом ветре,-это наверное рекорд, не знаю. Спасибо нашему штурману Али UA6WPO, рулевым Дауду, Хасану и Арсену, которые показали на деле свое высокое мастерство!

Облюбовав место напротив маяка, начали разгружаться. Встречали нас начальник труднодоступной метеостанции Олег Деревянченко, Магомед –абориген острова (держит около тысячи коз и скотину, его помошник Мирза прибыл с нами). Определились где и что будет, приступили к разбивке лагеря. Но увы, ветер был такой сильный, что удалось с трудом поставить лишь одну маленькую двухместную палатку. Сергей (UA6WL) предложил разбить лагерь в месте, представляющем собой три огромных вала (типа буквы «П», видимо сооруженных очень давно) открытых в сторону моря, но там как оказалось, собрались, прячась от ветра, все комары острова. Стало ясно, что нужны другие варианты. Олег предложил свои апартаменты. И действительно это были весьма комфортные условия в таком пустынном месте. Благо мотоциклу Мирзы, быстро перевезли весь груз к метеостанции, начали обустраиваться. К вечеру (уже в темноте) удалось развернуть УКВ антенну вертикал три 5/8 λ, обеспечить энергоснабжение по всем бытовым и рабочим местам, обустроить быт и рабочие места. На 2-ке и 70 см. прохождение на Баку, Астрахань, Калмыкию, Ставрополь, Казахстан, территорию Дагестана и Чечни. Первый ужин на острове, сто грамм за приезд. На одну козу стало меньше!

                С утра 25 июля, не смотря на сильный ветер, ставим две мачты, поднимаем антенны и флаг экспедиции, начинаем работу в эфире. Работа одновременно с двух КВ рабочих мест не удается, взаимные помехи. Да и эфир, не очень впечатляет. Ожидания его чистоты и хорошего прохождения не оправдываются! Глубокие QSB, какая-то накрывающая помеха! Работаем поочередно на 40, 20 метрах SSB, CW, PSK31. В течении дня , 26 и 27 пробуем разные варианты КВ антенн, но полностью избавиться от взаимных помех так и не удается. Со второго рабочего места работаю в цифре либо на другом диапазоне, либо в перерыве в работе первого рабочего места. Прохождение по-прежнему не устойчивое, в основном ближнее. К вечеру буквально «выплывали» с глубокими QSB дальние корреспонденты. Во все дни нашего пребывания на острове по информации Олега постоянно прыгало атмосферное давление. В атмосфере явно что то происходило, а может быть это типичное летнее прохождение.

В цифре проведено 350 связей (BPSK31, BPSK63), сработано 33 страны. 25 радиолюбителей, в т.ч. 9 из-за рубежа удостоены специального диплома экспедиции в цифровых видах связи. В CW и SSB сработано 46 стран, здесь диплома удостоены 24 радиолюбителя. Всего проведено 1500 связей. Результаты конечно весьма скромные, но что есть, то есть!

                В целом, впечатления о пребывании на острове, самые приятные. Непрерывный ветер, который чуть утихал под утро, а потом вновь раздувался, спасал от комаров! Благодаря ему, жары совсем не чувствовалось, а в тени было просто сказочно приятно, а вечером даже прохладно. Море со стороны западной части острова (где мы и расположились) было спокойным, с восточной все бушевало. Вода была такая ласкающая, что и выходить было не охота. А закаты на острове просто неописуемой красоты. На восходы смотреть не ходил из-за бушевавшего моря, но и они наверное не менее красочны.

                Особо следует отметить доброжелательность и гостеприимство местного населения острова: начальника метеостанции Деревянченко Олега (его помощник был в отпуске), Магомеда, Мирзы и Александра (держат коз и скот), которые с интересом слушали о нашем увлечении, наблюдали за нашей работой в эфире. А мы, в свою очередь с не меньшим интересом слушали их рассказы об острове, его истории. О пришедшем по льду волке, за ночь зарезавшем около 40-ка коз и охоте за ним, о размножении енотов и их гибели, о нашествии на остров змей. О том, как спасаются козы во время прилива и затопления острова и многое другое.

                А шашлыки из козлятины и кефали, а уха, разве можно забыть такое! А две собачки по кличке «Причал» и «Балберка» с ласковыми глазами, просящими кушать, и от скуки лающими не только на луну, но даже на пролетающую птицу. Словом воспоминаний и впечатлений на долго! Пять дней на острове пролетают как одно мгновение. Погода не утихает, уезжать от этой красоты не хочется, но нужно собираться домой, уже 28 июля.

                Через нашего берегового менеджера Викторию UA6WNU следим за прогнозами погоды, слушаем по радио прогнозы «Астрахань-метео» по северному Каспию до острова Тюлений. Ничего утешительного, только ухудшение. Решаем воспользоваться утренним относительным затишьем. Вечером 28-го демонтируем оборудование. Спускаем флаг экспедиции, вручаем его, вымпел и большой баннер с подписями членов экспедиции начальнику труднодоступной метеостанции Деревянченко Олегу Николаевичу на добрую память, грузим все в байду, небольшой прощальный ужин.

                Встаем в 4 утра 29-го, ветер может быть чуть меньше, рулевой второй байды Арсен идти с нами не соглашается из-за погоды. Выбора нет, только вперед! И вот мы в 5 утра снова в море. Вариантов было два: идти прямо по курсу на Новый Бахтемир, либо по ветру и попутной волне к берегу, а затем вдоль берега на Новый Бахтемир. С раннего утра ветер не успел сам набрать силу и поднять сильную волну, поэтому мы пошли первым вариантом. Повезло! По крайней мере байда ни разу по воздуху не летела!

                В 6-ть утра мы уже у берега, доклад нашему береговому менеджеру Виктории о благополучном прибытии, несколько QSO с борта байды (20 ватт и четвертьволновый штырь) с радиолюбителями Дагестана, Ставрополья, Астраханской области на 144 мГц.. На берегу холодный арбуз с горячим хлебом и сыром, 100 грамм за приезд. Разгружаем байду, ожидаем автомашину на Кизляр.

Около 12 час дня в Новый Бахтемир прибыла автомашина КАМАЗ Кизлярской автошколы. Грузимся. Уставшие, но счастливые выезжаем в Кизляр, приводим себя в порядок. Вечером ужин, подведение итогов, вручение памятных дипломов с участием начальника Кизлярской автошколы РОСТО-ДОСААФ Кадырова Ильяса Муртузалиевича – генерального спонсора экспедиции.

За весь период экспедиции отснято много фото и видеоматериала, за исключением самого похода по морю. Снимать было просто невозможно. А жаль, в штиль кадры были бы очень интересные! Бог даст, сделаем фильм.

И конечно хочется выразить особую благодарность всем участникам экспедиции (Сергею UA6WL, Виктору RV6WF, Али UA6WPO, Сергею UA6WLM ), тем кто принимал участие в ее подготовке, проведении и оказании спонсорской помощи (Виктории UA6WNU, Ибрагиму RA6WAK, Ивану UA6WGK, Сергею RA6WF ).

Большое спасибо начальнику пограничного управления ФСБ России по РД генерал-майору Саидову Д. К., капитанам 2 ранга Алексееву В. И и Алексееву А.Е., начальнику Кизлярской Автошколы РОСТО-ДОСААФ Кадырову И.М., начальнику Дагестанского Гидрометцентра Постовик П.В., начальнику труднодоступной метеостанции Деревянченко О.Н. за интерес и внимание проявленные к экспедиции и всестороннее содействие в ее проведении.

И конечно же большое спасибо нашему штурману Али UA6WPO, рулевым Дауду, Хасану и Арсену, которые показали высокое мастерство не только в морском, но в лЁтном деле, Hi!

 

Валерий, RN3BW, 73!

Москва, 15.08.10 г.

http://rn3bw.jimdo.ru